В те годы, когда инвестиции в российские активы были делом более распространенным, чем сейчас, к нам обратились бизнесмены, планировавшие приобрести производственную площадку в сибирском регионе. Клиенты уже провели предварительный поиск, и у них было несколько более-менее подходящих вариантов в одном из крупных промышленных городов.
В ходе предварительных консультаций мы определили с клиентами перечень критериев, которым дожжен соответствовать приобретаемый объект:
- транспортная доступность, в т.ч. наличие железнодорожных путей;
- наличие коммуникаций: электричество определенной мощности, газ, водоснабжение;
- и, естественно, отсутствие правовых рисков.
Клиенты обозначили нам наиболее подходящий объект, и мы начали проверку. Объект представлял из себя земельный участок с несколькими зданиями и ж/д тупиком. Проанализировав юридическую историю объекта, рисков мы не обнаружили, все предшествовавшие сделки были правомерны, земля под объектами предоставлялась на законных основаниях.
Договоры с энергоснабжающими организациями заключены, технические условия для присоединения выполнены. Только ж/д ветка почему-то несколько лет не использовалась, и у продавца не было договора на подачу–уборку вагонов. Продавец пояснил, что в его бизнесе железнодорожных поставок нет, поэтому он с железной дорогой и «не заморачивался».
Как обычно, не совсем понятные моменты мы проверяем с удвоенным вниманием. А совсем непонятные – с утроенным. Поэтому устроили себе утреннюю прогулку по ж/д путям, заходившим на участок продавца. Каково же было наше удивление, когда примерно через километр мы обнаружили, что участок пути просто-напросто разобран, и железнодорожная ветка обрывается посередине промзоны. Когда мы обратились в ППЖТ*, его начальник подтвердил, что, действительно, этот участок путей много лет не используется. А владелец смежного подъездного пути начал ремонт своего участка, да так и не окончил…
Конечно, наши клиенты отказались от первого варианта, и мы взялись за проверку следующего.
_______________________________________________________________________________________________________________
* ППЖТ – предприятие промышленного железнодорожного транспорта. Это такое «мини-РЖД», которое своими тепловозами перегоняет вагоны по частным ж/д путям в промзонах.
Во втором объекте с железной дорогой все было хорошо. И с газом, и с электричеством. И с самими зданиями и землей под ними.
Проблема обнаружилась только одна: объект принадлежал местному ООО, учредителем которого было московское АО, основным акционером которого являлась оффшорная компания. При этом уставы всех трех компаний содержали условия, по которым продажа сибирских объектов должна была получить одобрение всей цепочки владельцев, включая бенефициаров оффшорной компании. Схема длинная, но, в общем-то, обычная для начала двухтысячных…
Однако такие схемы всегда содержат в себе риск оспаривания сделок по продаже активов.
Поэтому в сделках с участием юридических лиц мы всегда тщательно изучаем уставы и другие корпоративные документы всей задействованных в схеме компаний, проверяем соблюдение процедур принятия решений и полномочия лиц, такие решения принимающих.
…Двигаясь по цепочке владельцев и акционеров, мы дошли до оффшорной компании. И здесь главный плюс оффшоров – анонимность владения – стал главным минусом для нас и наших клиентов. Закрытость информации о реальном собственнике оффшора не позволила достоверно установить подлинность решения о продаже российских активов.
Наши клиенты решили не рисковать инвестициями и отказаться от сделки, содержащей «бомбу замедленного действия».
В итоге лишь третий вариант после тщательной проверки получил наше одобрение, и клиенты заключили сделку по покупке.